andrey_n_petrov (andrey_n_petrov) wrote,
andrey_n_petrov
andrey_n_petrov

Энергетическая безопасность Крыма

Энергетическая безопасность Крыма.

Воссоединение Крыма с Россией поставило перед Москвой, как минимум, три ключевые инфраструктурные задачи, после решения которых новый регион станет полноценной частью России не только с политический, но и с экономической точки зрения. Речь идет о проблемах водоснабжения полуострова, его транспортной доступности и энергетической безопасности.
В настоящее время полуостров Крым обеспечивает себя электроэнергией лишь на 15-16% от необходимой мощности и на 85% зависит от импорта электроэнергии из Украины. Часть энергии сейчас дают мобильные газотурбинные электростанции, которые были перевезены на полуостров из постолимпийского Сочи, и дизельные установки. Но речь идет об объеме чуть больше 300 МВт, тогда как в 2013 году Крым потребил в общей сложности свыше 6,5 млрд кВт*ч.
2 сентября 2014 года Председатель Правительства Российской Федерации России Дмитрий Медведев поставил задачу добиться полной энергетической независимости Крыма от Украины.
Обеспечение энергетической независимости Крыма будет возможно, благодаря началу работ по прокладке энергетического моста через Керченский пролив, которые будут завершены к 2018 году. С учетом максимально допустимых перетоков мощности по линиям электропередачи покрытие потребностей полуострова может составить от 40 до 60% от его общего потребления. Альтернативных же источников энергии на данный момент недостаточно, требуется увеличение мощностей источников собственной генерации.
На Крым и Севастополь наложены санкции, касающиеся всех областей производственно-хозяйственной деятельности полуострова. Так, европейские и базирующиеся в Европе компании не могут приобретать собственность в Крыму, финансировать крымские компании или оказывать им соответствующие услуги, в том числе поставку энергетического и сложного промышленного оборудования. Установлен запрет на инвестиции в инфраструктурные, транспортные, телекоммуникационные и энергетические секторы, а также добычу нефти, газа и минералов. Запрещена поставка оборудования для этих секторов, оказание для них финансовых и страховых услуг.
В связи с санкциями, наложенными на поставку энергетического оборудования из стран ЕС, строительство собственных источников генерации на европейском оборудовании невозможно, а достойного импортозамещения в этой области и отечественных аналогов данному оборудованию нет.
Укрепление отношений России со странами Азии позволяет легко решить эти проблемы и выйти из европейской промышленной блокады.
Решение энергетической безопасности Крыма в рамках программы распределенной энергетики могут предоставить различные компании, производящие поршневые энергетические агрегаты большой мощности, такие как MAN, Deutz, Wartsila, Caterpillar, но все они в рамках реализации программы санкций против России не могут быть опорными поставщиками оборудования.
Тем не менее, существуют компании, способные полностью покрыть дефицит санкционного энергетического оборудования без ущерба цене и качеству. Компания Hyundai (Корея) производит 2-х и 3-х топливные газо-поршневые агрегаты мощностью от 1300кВт до 25МВт, работающие на таких видах топлива, как природный газ, сырая нефть, дизельное топливо, мазут. Компания Hyundai не попадает под санкции и может беспрепятственно поставлять свое оборудования на территорию России и Крыма.
Двигателями производства Hyundai оснащены многие суда: танкеры, контейнеровозы, сухогрузы, военные корабли (рисунок 2, 3) - обслуживанием двигателей на этих кораблях занимаются как судовые механики, так и механики морских портов. Таким образом, каждый морской порт имеет в своем распоряжении штат обученных высококвалифицированных специалистов, способных проводить весь комплекс работ по техническому обслуживанию и ремонту судовых двигателей Hyundai, которые практически не отличаются от газо-поршневых агрегатов, используемых для строительства тепло-, электростанций и источников собственной генерации.

Одно топливо для кораблей и электростанций!
Один уровень подготовки персонала!
Одна ремонтная база!


Полуостров Крым окружен пятью морскими портами: Керченским, Севастопольским, Феодосийским, Евпаторийским и Ялтинским, - и принимает на себя достаточно большой грузо- и пассажиропоток.
Рисунок 4. Морские порты Крыма.

Размещая источники собственной генерации на территории и вблизи этих морских портов, можно обеспечить их обслуживание силами портовых механиков, не привлекая новый дорогой обслуживающий персонал и не расходуя средства бюджета на обучение дополнительных специалистов.
Конечно, в качестве альтернативы газо-поршневым агрегатам можно предложить использование газотурбинных установок в строительстве энегргоцентров, но данное решение имеет ряд минусов по сравнению с ГПА:
1. Удельная стоимость турбины в 1,5-2 в раза выше стоимости газо-поршневой установки (ГПУ).
2. Срок наработки турбины до Капитального ремонта значительно ниже, чем для ГПУ.
3. Выше периодичность регламентных работ, сервисного обслуживания и, как следствие, больше затраты на ЗИП, материалы и обслуживающий персонал.
4. Нет возможности перехода с одного вида топлива на другой, не теряя в КПД и не снижая ресурс наработки до Капитального ремонта.
5. Высокие затраты на обучение и содержание обслуживающего персонала.

Исходя из анализа вышеперечисленного, плюсы использования газо-поршневых установок вместо газотурбинных становятся очевидны как с экономической, так и с эксплуатационной и технической точки зрения.
Станции малой генерации, размещенные в разных местах, позволяют получить следующие преимущества:
− в нормальном режиме работы, когда станции работают параллельно с основной сетью, они способны обеспечить потребителей более дешевой электроэнергией за счет отсутствия потерь на транспортировку и преобразование;
− в аварийном режиме работы, когда основной источник электроэнергии пропадает из-за аварии, обеспечить бесперебойное энергоснабжение потребителей до восстановления основной сети.

Распределенная генерация уже давно работает в странах ЕС, это более технологично и устойчиво к техногенным авариям, включая периоды ведения боевых действий (опыт КЗ на ЛЭП в Югославском конфликте), когда отключение централизованного источника электроэнергии ведет к отключению всех потребителей.

Управление станциями, расположенными в разных районах полуострова, возможно с применением технологии «Умная сеть» (SmartGrid). При этом распределенной вычислительной системой оцениваются энергетические потребности того или иного района, и в зависимости от этого происходит запуск или останов тех или иных генераторов для их оптимальной загрузки и более низкого расхода топлива (на выработанный киловатт).
«Умная сеть» анализирует не только состояния электростанций, но и распределительных подстанций, нагрузок, аварий, потребления и т.д. На основании этих знаний (собираемых ежедневно в виде статистики) она может прогнозировать разные события и давать рекомендации на более правильное использование оборудования и ресурсов, что благоприятно сказывается на энергоэффективности.

Рассматривая обеспечение энергетической независимости Крыма в рамках текущей экономической и политической ситуации, учитывая санкционные запреты и отсутствие достойного импортозамещения в энергетическом секторе, поворот в сторону строительства источников малой генерации и сотрудничества в этой сфере со странами Азии более чем логичен.
А реальная энергетическая независимость любого региона лежит в области только распределённой энергетики, основанной на особенностях региона в разрезе технического уклада и кадрового резерва. И другого варианта пока нет.


Андрей Петров
Tags: Безопасность, Крым, Энергетика, Энергетическая независимость
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment